Прогулка на Муруджинские озера и перевал Клухор.Теберда-Домбай. Июнь 2021 года.

Юра предложил смотаться в Теберду, для того что смотаться мини походом на Муруджинские озера, а затем прогуляться на перевал Клухор, к одноименному озеру. По идеи, к концу июня, озера должны были уже начать открываться от льда. Я согласился сразу. В Тех местах я очень давно не был. Кайф освежить память, новыми картинами памяти. Встретились в Теберде, у хорошего знакомого Юры. Прекрасный дом и домашняя гостиница, очень радушные и хлебосольные хозяева! Прекрасная семья. ночь провели в гостинице. Рано утром стартанули на авто, к озеру ТуманлыКёль, которое находится в ущелье реки Гоначхир. Доехали быстро. Туда ведет великолепная асфальтированая дорога. Озеро впечатлило, своим зеркалом, в котором отражаются вершины ГКХ, такие выразительные как Чотча. Ущелье потрясающей красоты. Склоны горы Домбай Буульген. Реки и водопада, пороги и ручьи, и чоень красивый пихтовый лес! Насладились красотой озера, сделали фото с цветущей азалией, и погнали дальше, на луга, где цветет рододендрон альпийский, ближе к перевалу Клухор. Отметились на пограничном посту и погнали дальше. Пограничный пропуск КЧР я делаю каждый год, заблаговременно! Что и вам советую!
По дороге на погран заставу у озера Клухор и одноименного перевала, мы ехали первые. Только сошел снег. И пограничники ещё не расчищали дорогу, чтобы нести службу на высокогорной заставе. Короче, пришлось потрудится, раскидывая руками, огромные валуны. Благо у нас было Десять сильных мужских рук и опытный водитель УАЗ. РусАвтодор - мы расчищаем дроги вручную!
Дорога впечатлила своим серпантином и видами. Потрясающе! Погода стояла волшебная. Вскоре, мы добрались до тупика, в виде непотаявшего снежника. Его расчищать времени у нас не было. Оставили авто, и пошли пешком. Вскоре мы вышли к пустой пограничной заставе и большому озеру Клухор. Классные там места. И дорога Военно-Сухумская, которую ещё строили при Николае втором, впечатлила. Можно сказать, она до сих пор  в абсалютно пригодном состоянии, подчистить только надо, ограждения поставить и вперед в Абхазию на авто, прямо в Сухуми. Искупались в озере с плавющими льдинами, перекусили и поехали обратно. Вторую ночь, также провели в гостинице. Я остался пощд впечатлением, от Гоначхира, ТуманлыКёль и Клухор. Супер красиво и очень доступно!
На следующий день, рано утром, погрузили рюкзаки в УАЗ и поехали до начала тропы на Муруджинские озера. Прямо с асфальтовой дороги, начинается тропа, по красивому пихтарнику, вдоль реки Уллу-Муруджу.
Очень красивая тропа. А какая волшебная река. Просто фэнтези!  Особенно, потоки чистейшей воды, среди камней поросших зеленым мхом, да все это между пихт и сосен. Ух!
А потом, мы вышли на альпийские луга. Идешь, задираешь голову вверх. Скальные замки, высятся к небу. Орлы. Цветущие луга. Шум бурной реки. Все горы источают влагу и жизнь, в её концентрированом виде!
Восхитительные места. Просто бомбические!
Наш план состоял в ночевке в палатках у Черного Муруджинского озера. Для этого, нам надо было перейти вброд реку Уллу-Муруджу, и подняться почти по вертикальной тропе вверх. Ну что ни сделаешь, ради искусства!
Поднялись. Поставили лагерь возле Черного Муруджинского озера. Озеро только начинало открывться от льда. Что не помешало нам в него занырнуть. Блин, такое ощушение было, что я не в воду нырял, а маслянистую жидкость. Дух перехватило от этой холодной воды, близкой к температуре отмерзания яиц! Но эффект, после такого заныра - просто потрясающий. Улетучивается усталость и вялость. Тело начинает пышыть и звенеть здоровьем!
Закат солнца провожали с панорамной площадки около 3000 метров над уровнем моря. Что Черное, что Голубое муруджинское озеро, были ещё во льду. Для того чтобы заценить их цвет, надо приходить в августе, или осенью.
Ну все равно. В  горах, в любое время года хорошо, главное состояние души!
Ночь у замерзшего озера была холодной. А также шумной. Приперлись к нам в гости туры, целое стадо, и наводили шум, своим сношением и боданием.
Я встал очень рано, и сходил радиально на пупырь, более 3000 метров, с которого открылся великолепный панорамный вид. На озера, сам Озерный хребет, главные вершины Теберды и Домбая. И все это по отличной погоде!
Ближе к обеду, мы собрались и потопали вниз. Через пару часов, были уже внизу у дороги, где нас забрал УАЗ и отвез в Теберду. Оттуда, после ужина, стартанули по домам, каждый в свою сторону.
Ну что Теберда и Домбай - я влюблен!